Аннотация к рабочей программе воспитания
Рабочая программа воспитания (Программа), разработана на основе
требований Федерального закона № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся», с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Основой разработки Программы являются положения следующих документов:
- Конституция
Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с
поправками);
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Федеральный Закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом
планировании в Российской Федерации»;
- Федеральный Закон от 29 декабря .2012 г. №273-ФЗ «Об образовании
в
Российской Федерации»;
- Федеральный
закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р об утверждении Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020
г. № 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021 – 2025 годах Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля
2019 г. № 207-р об утверждении Стратегии пространственного развития Российской
Федерации на период до 2025 года;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Разработка рабочей программы воспитания и организация
воспитательной работы в ДОО спланирована с учетом региональной специфики
реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности
дошкольников в ДОО,
предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального
общего образования (далее – НОО).
Рабочая программа воспитания в ДОО, строиться на целеполагании, ожидаемых результатах,
видах деятельности, условиях формировании воспитывающей, личностно развивающей
среды, отражать интересы и запросы участников образовательных отношений:
- ребенка,
признавая приоритетную роль его личностного развития на основе
возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей;
- родителей ребенка (законных представителей) и значимых для
ребенка
взрослых;
- государства и общества.
Воспитание детей дошкольного возраста в настоящее время
ориентируется
на гармоничное развитие личности, развитие жизнестойкости и адаптивности
растущего человека в условиях глобальной неопределѐнности и стремительных изменений во всех сферах жизни и деятельности на основе базовых
ценностей Российского общества и установок личности, ведущее значение среди
которых имеет социальная солидарность, понимаемая
не только как общность прошлого, но, прежде всего, и как общее будущее.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде».
Программа основана на воплощении национального воспитательного
идеала,
который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное)
представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого
направлены усилия основных субъектов национальной жизни.
Реализация программы основана на сетевом взаимодействии с разными
социальными партнерами ДОО воспитательно-образовательного процесса.
При разработке рабочей программы воспитания учитываются ключевые идеи
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России:
- воспитание
и развитие личности гражданина России является общим делом;
- двойственная природа процесса социализации человека,
многофакторность и сложность воспитания, развития личности и
социально-профессионального самоопределения в сетевом мире;
- непрерывность
и преемственность процесса воспитания и развития личности;
- направленность результатов воспитания и развития личности в
будущее;
- воспитание человека в процессе деятельности;
- единство и целостность процесса воспитания и развития личности;
- центральная роль развития личности в процессе образования;
- контекстный характер процесса воспитания, единство
ценностно-смыслового пространства воспитания и развития личности.
Миссией воспитания и развития личности гражданина России выступает
сплочение и консолидация нации, укрепление социальной солидарности, повышении
доверия личности к жизни в России, согражданам, обществу, настоящему и будущему
малой родины, Российской Федерации, на основе базовых ценностей Российского
гражданского общества и развитие у подрастающего поколения навыков позитивной
социализации.
ходе реализации Программы идет стремление к результатам, которые
составлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации и нашли
дальнейшее отражение при формировании личностных качеств гражданина,
необходимых для сохранения и передачи ценностей следующим поколениям:
- безусловное
уважение к жизни во всех ее проявлениях, признание ее наивысшей ценностью;
-осознание ценности здоровья, установка на активное здоровьесбережение
человека;
- любовь к Отечеству, осознание себя гражданином России – продолжателем традиций предков,
защитником Земли, на которой родился и вырос; осознание личной ответственности за Россию;
-
осознание себя гражданином многонациональной России, частью народа,
проявляющий интерес и уважение к культуре, русскому языку
и языкам предков;
-
готовность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия
страны и развитии новых культурных направлений;
- принятие и сохранение традиционных семейных ценностей народов
России;
- уважение к различным вероисповеданиям, религиям;
-
забота о природе, окружающей среде; экологическое самосознание и мышление; осознание
себя частью природы и зависимости своей жизни и здоровья от экологии;
-
забота о слабых членах общества, готовность деятельно участвовать в оказании помощи
социально-незащищенным гражданам;
-
осознание ценности образования; уважение к педагогу; готовность учиться
на протяжении всей жизни; стремление к саморазвитию
и самосовершенствованию во всех сферах жизни;
-
проектное мышление; командность; лидерство; готовность к продуктивному взаимодействию и сотрудничеству;
- интеллектуальная самостоятельность; критическое мышление;
познавательная активность;
- творческая
активность и готовность к творческому самовыражению;
- свобода выбора и самостоятельность в принятии решений; социальная
активность и мобильность; активная гражданская позиция;
-
уважение к труду, осознание его ценности для жизни и самореализации;
трудовая и экономическая активность.
При реализации рабочей программы воспитания учитывается,
что основой организации воспитательного процесса в дошкольном возрасте
являются представления об особенностях данного возраста и тех психологических механизмах,
которые лежат в основе формирования личности на разных возрастных этапах
дошкольного детства.
Целевые ориентиры рассматриваются как возрастные характеристики
возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и
с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяют
направления для разработчиков рабочей программы воспитания.
Для разработки и реализации рабочей программы воспитания детей
дошкольного возраста учтены культурно-исторических, этнических, социально-экономических,
демографических и иных особенностей региона, культурно-образовательных потребностей
детей, их родителей (законных представителей), традиций и возможностей педагогического
коллектива образовательной организации.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой
воспитывается ребенок, в рабочей программе отражаются образовательные отношения
сотрудничества образовательной организации с семьями дошкольников, а также со
всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе
возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей,
готовить их к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном обществе.